Гинекология, Научная деятельность, Новости

Эндометриоз

Эндометриоз – частая причина тазовых болей и женского бесплодия.
Что такое эндометриоз?

Эндометриоз – серьёзная проблема для каждой пятой женщины репродуктивного возраста (от 20 до 45 лет). Это доброкачественное заболевание, вызванное разрастанием клеток (подобных тем, которые выстилают полость матки) в нетипичных местах.

Эндометриоз может быть представлен:

1. Белыми бляшками, красными и тёмно–синими очагами, расположенными за маткой, на яичниках, маточных трубах, на шейке матки.
  2. Кистами яичников, содержащих «шоколадноподобную» жидкость.
  3. Узлами, которые могут врастать во влагалище, прямую кишку, мочевой пузырь, мочеточники.

Вокруг очагов эндометриоза часто формируются спайки.

Подобно нормальной слизистой оболочке полости матки, эндометриоз реагирует на колебания уровня яичниковых гормонов в течение месячного цикла женщины. В конце каждого менструального цикла очаги эндометриоза могут накапливать кровь, которая затем разлагается и вызывает воспалительную реакцию. В результате этого, а также спаек и прорастания эндометриозом нервных волокон, развивается болевой синдром.

Почему возникает эндометриоз?

Эндометриоз возникает у женщин репродуктивного возраста. В норме у всех женщин во время менструации жизнеспособные клетки эндометрия (внутренней оболочки полости матки) вместе с менструальной кровью могут попадать в брюшную полость через маточные трубы. Однако только при наличии определенных факторов эти клетки могут приживаться вне матки.

Главным из этих факторов является наследственная предрасположенность – мутации, из–за которых иммунные клетки организма становятся неспособными уничтожать очаги эндометриоза.

В возникновении и прогрессировании заболевания играет роль действие неблагоприятных экологических факторов, нарушения иммунитета, гормональный дисбаланс.

Как проявляет себя эндометриоз?

Пациентки обычно предъявляют жалобы на боли внизу живота и в пояснице перед или во время месячных, кровомазанье до или после месячных, длительные месячные, боли во время полового акта, вздутие живота, запоры. Зачастую единственным симптомом заболевания может быть бесплодие.

Какова связь между эндометриозом и бесплодием?

При эндометриозе нарушаются как процессы выхода яйцеклктки из яичника (овуляция), так и двигательная функция маточных труб. Спаечный процесс в области яичников и маточных труб, а также разрушение ткани яичника эндометриоидной кистой также способствует развитию бесплодия.

Как диагностировать эндометриoз?

Предположить наличие эндометриоза врач может, произведя обычное гинекологическое исследование. Кроме того, для точной диагностики используются дополнительные методы диагностики. Так эндометриоз шейки матки выявляют при кольпоскопии (осмотр шейки матки при помощи микроскопа), ультразвуковое исследование помогает в диагностике эндометриоидных кист яичников.

Особая роль в диагностике эндометриоза яичников, маточных труб, брюшины позадиматочного пространства отводится методам визуальной диагностики во время лапароскопии или трансвагинальной гидролапароскопии. В этих случаях органы таза осматриваются при помощи миниатюрной видеокамеры, которая вводится в брюшную полость через прокол в брюшной стенке (лапароскопия) или или через прокол влагалища (трансвагинальная гидролапароскопия).

Современные взгляды на лечение эндометриоза

В клинической больнице Святителя Луки проводится полный комплекс диагностических и лечебных методов, позволяющих женщинам избавиться от данного заболевания. Наши специалисты прошли обучение в ведущих клиниках Европы.

«Золотым стандартом» лечения эндометриоза является хирургическое — полное удаление очагов эндометриоза, эндометриоидных кист яичников, узлов в позадиматочном пространстве во время лапароскопии.

Лапароскопическая операция проводится под наркозом. Хирург делает три маленьких прокола брюшной стенки, через которые специальными инструментами удаляют все патологические очаги.

Благодаря маленьким разрезам послеоперационная боль выражена незначительно. Пребывание пациента в стационаре занимает 1-2 дня.

В случаях прорастания эндометриоза в мочевой пузырь, мочеточники, прямую кишку полное удаление очагов сопряжено со значительным риском повреждения этих органов. Если небольшой участок патологической ткани хирург оставляет, чтобы не повредить жизненно важные органы, то в послеоперационном периоде может потребоваться проведение гормональной терапии в течении 4-6 месяцев. В большинстве случаев пациентки избавляются от болей, мучавших их годами.

При бесплодии способность к зачатию возвращается в 40 – 70 % случаев после проведения такого лечения. Если беременность не наступила в течение 12 месяцев после окончания лечения, или имеются другие сопутствующие причины бесплодия (непроходимость маточных труб, мужское бесплодие), то необходимо проведение методов вспомогательной репродукции (экстракорпоральное оплодотворение).

В конечном итоге, большинство женщин получают своих долгожданных малышей.