Новости, Публикации, СМИ о нас

Какая она — медицина будущего

Главный врач, профессор, уролог высшей категории, доктор медицинских наук, руководитель городского центра эндоскопической урологии и новых технологий Сергей Попов назвал ключевые события в жизни СПб ГБУЗ Клиническая больница Святителя Луки, которые произошли за последнее время.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

Так, одним из важных событий стало приобретение робота DaVinci Xi. Первую робот-ассистированную простатэктомию с использованием этой системы выполнили в больнице Святителя Луки в октябре 2021 года. Она прошла успешно: пациента выписали домой уже через несколько дней.

Операцией руководил Сергей Попов. Спрашиваем его, как скоро роботы заменят человека. Ответ получаем однозначный: заменить — не заменят, но помощь будут оказывать колоссальную.

— Робот в буквальном смысле повторяет движение рук хирурга, — объясняет Сергей Попов. — Операцию в любом случае выполняет врач, главная задача робота — сделать процесс более комфортным, исключить тремор, еще один плюс — более деликатная работа с тканями… Но без рук хирурга и без его опыта ни одну операцию не провести. Робот — это некий помощник, но ни в коем случае не равнозначная замена врачу.

Еще одно важное приобретение — 3-тесловый магнитно-резонансный томограф, полностью исключающий лучевую нагрузку. Это гигантский аппарат, который вместе с сопутствующей инфраструктурой занимает всю комнату. Впечатляет! Установка этого оборудования стала важным событием для больницы Святителя Луки еще и потому, что наличие такой техники открывает дорогу к развитию такого направления, как трансплантология.

По словам Сергея Попова, медицина развивается крайне стремительно. Причем речь идет о стыке разных областей знаний — физики, высшей математики, биотехнологий… Значит, и оборудование должно не отставать. И оно тоже меняется, модифицируется, в работу врачей все больше внедряется искусственный интеллект.

— Если бы нам десять лет назад кто-то рассказал о том, к какому уровню придет медицина в 2022 году, то мы бы не поверили! — разводит руками Сергей Попов. — Яркий пример: 8 лет назад мы установили компьютерный томограф на 160 срезов, и тогда это был настоящий прорыв для нас. Сейчас мы спокойно говорим о том, что нам необходим томограф на… 1200 срезов!

Больница оснащена по последнему слову техники, на фото робот DaVinci Xi.

НОВЫЕ ОПЕРАЦИОННЫЕ

Также в 2021 году в больнице Святителя Луки появились три новых операционных для хирургического отделения.

— У всех был свой дом, только хирурги оставались неприкаянными, — шутит главный врач. — Но теперь свой дом есть и у них.

Операционные создала и оборудовала петербургская компания ООО «Медицинские системы визуализации», которой руководит Андрей Кобец. Одной из главных особенностей стали большие экраны. По ним можно в режиме реального времени следить за тем, как проходит хирургическое вмешательство.

— Возвращаясь к разговору о том, что прогресс не стоит на месте, — продолжает рассказ Сергей Попов. — Когда-то в наших операционных были установлены 24-дюймовые мониторы, сейчас — и вы это своими глазами видели — у нас экраны по 55 дюймов, причем качество изображения — 4К. И речь не о том, что это просто красивая картинка. Нет! Такое масштабирование позволяет работать более точно и безопасно.

— Еще одна изюминка — первоклассная вентиляция, — подключается к разговору заведующий хирургическим отделением Андрей Иванов. — В эпоху пятого технологического перехода современный операционный блок должен иметь свой «мозг» — мощный сервер и процессор, позволяющий интегрировать все передовые технологии для эффективного и рационального их использования во время хирургического вмешательства (трансляция операций в режиме реального времени, управление светом и климатом в операционной и т.д.). В новом операционном блоке хирургического отделения заложена идеология не только интеграции технологий, но и модульного построения, что позволит быстро адаптироваться к изменяющимся требованиям времени.

Количество операций в последнее время в больнице Святителя Луки заметно выросло. С учетом открытия летом 2020 года нового высокотехнологичного оперблока(все операционные на пятом этаже получили собственные имена — Николая Пирогова, Петра Первого, Александра Суворова, Валерия Чкалова), операционные мощности клиники увеличились в 2 раза — до 14,5 тысячи операций в год.

Мария Шатохина, заведующая рентгенологическим отделением считает,​ что одна из важных задач — понять, по какой причине возникают те или иные заболевания.

ЕСЛИ БЫ НЕ ПАНДЕМИЯ…

COVID-19 повлиял на работу всех медицинских учреждений Петербурга. И больница Святителя Луки не стала исключением. Но даже в непростое коронавирусное время в жизни клиники произошло радостное событие — открытие нового корпуса.

Он рассчитан на 165 обычных и 8 реанимационных коек и может работать как на прием плановых больных, так и в качестве инфекционного госпиталя. Сейчас, как рассказывает Сергей Попов, новый корпус работает в режиме красной зоны. Строительство этого стационара-трансформера позволило больнице увеличить объем плановой помощи (хотя ее оказание не останавливалось ни на минуту).

— Вы знаете… — на секунду задумывается главный врач. — Я бы хотел обратиться к некоторым актерам и политикам, которые призывают население отказаться от вакцинации. Доказанный факт: у привитых коронавирус протекает в гораздо более легкой форме, они почти не попадают в красную зону. И нам, врачам, от этого легче. Ведь красная зона оттягивает на себя специалистов (например, анестезиологов и реаниматологов), которые занимаются оказанием плановой помощи. Соответственно, из-за таких призывов без лечения может остаться онкобольной пациент или человек, у которого серьезные проблемы с сердцем… Подумайте, чьими жизнями вы играете!

Планы на будущее у коллектива больницы Святителя Луки уже намечены. Главным трендом Сергей Попов видит развитие персонализированной медицины. А для этого необходима качественная диагностика (чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого пациента, например, при подборе лекарственных препаратов и определении тактики лечения). Клиника намерена развивать лабораторную базу.

— Как будет меняться хирургия, мы понимаем на 10 лет вперед. А вот что касается причин возникновения того или иного заболевания и прогнозов, то вот здесь всему медицинскому сообществу еще есть над чем работать, — резюмирует Сергей Попов.

НА ЗАМЕТКУ

Если в пандемию COVID-19 новый корпус больницы Святителя Луки работает как красная зона, то в мирное время (именно так выражается главный врач Сергей Попов) у нее будет самый обширный функционал. Здесь планируется создать лечебно-диагностический центр, который разместится на первых двух этажах, остальные этажи займут отделения нейрореабилитации для пациентов, перенесших инфаркт, инсульт, хирургические операции, а на пятом этаже будет отделение онкологии с дневным стационаром и химиотерапией.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Если вы попросите меня назвать клинику завтрашнего дня, то я сразу скажу: «Это больница Святителя Луки». Главный врач Сергей Попов поднял эту больницу на самый высокий уровень, и я не пою никому дифирамбы, я лишь констатирую факт. Что касается самого Сергея Валерьевича, то — если брать в процентном соотношении — он уже больше технолог, чем просто медик. Настолько сильно он погружен в технологическое развитие больницы!».

(Максим Сафонов, доктор экономических наук, заместитель президента РАН, в соавторстве с Сергеем Поповым написал книгу «Деньги и (или) жизнь».)

КСТАТИ

Одним из принципов Святителя Луки, чьим именем названа больница, было обязательное ведение педагогической деятельности, занятие наукой и оперирование. Этот постулат выполняют в клинике и сейчас, причем почти все врачи.

— Занятие наукой — это действительно одно из условий для работы в нашей больнице, — подтверждает врач-уролог Вячеслав Нерадовский. — А главное — нам есть у кого поучиться: это и главный врач Сергей Валерьевич Попов, и заместитель главного врача Игорь Николаевич Орлов, и многие другие прекрасные специалисты.

Автор: Михаил БОБРЫШЕВ
Источник: SPB.KP.RU