Публикации, СМИ о нас

«От легких осталось два процента»: как спасали пациентку в клинической больнице Святителя Луки

Пациентке 60 с небольшим, она поступила 13 декабря 2021 года сразу в реанимацию нового коронавирусного корпуса больницы Святителя Луки. Историю ее спасения можно назвать чудом.

Тридцать четыре дня страха

О том, как протекало заболевание, рассказывает заведующий 3-м инфекционным отделением Юлиан Карпов.

«В течении коронавирусной инфекции есть моменты, которые мы до сих пор не понимаем. Мы видим, что треть пациентов во второй половине болезни ухудшается вопреки всем усилиям и лекарствам, так было и с нашей пациенткой», – говорит врач.

У женщины была сильная дыхательная недостаточность, пациентку поместили сразу под ИВЛ под обогащенный кислород. Как отмечают доктора, у больной были все факторы риска: артериальная гипертензия, бронхиальная астма, ожирение. К счастью, отмечает Юлиан Карпов, большинство пациентов с бронхиальной астмой очень ответственно относятся к назначенной терапии. Вероятно, ее приверженность лечению и помогла выжить.

«Мы начали лечить ее по протоколу, кроме того, давали препараты для поддержания сопутствующей патологии. Был заметен прогресс, однако через 3 недели лечения медленная положительная динамика остановилась и стала прогрессировать обратно. Сделали КТ – и испугались. КТ показала 100 процентов поражения легких. Потом рентгенолог позвонила и сообщила, что все-таки нашла маленький кусочек живой легочной ткани – 2 процента. Тогда, если честно, это выглядело очень мрачно», – говорит Юлиан Карпов.

Дальше врачам пришлось сочетать различные комбинации лекарств, привлекали больничного фармаколога, это был настоящий мультидисциплинарный подход. За 34 дня в реанимации, к счастью, удалось обойтись без инвазивной ИВЛ. Но появились сопутствующие проблемы.

«Больше месяца лежать в реанимации в страхе – это еще и психологически тяжело. Плюс абсолютная малоподвижность, человек не может встать с кровати, сходить в туалет. Естественно, развилась мышечная слабость. Были проблемы, связанные с длительным постельным режимом, но мы успели справиться. В минувшую пятницу она ушла сама, на нетвердых, но на своих ногах. Договорились, что после такой чудовищной пневмонии с летальными показателями КТ ей показана реабилитация. Мы пригласили наших врачей терапевтического отделения, у нас есть свои наработки по реабилитации таких больных. Но есть ощущение, что пока она боится оставаться без врачей, привыкла быть под наблюдением. Вылеченная пациентка понимает, откуда ее вернули», – рассказывает заведующий отделением.

У пациентки – два любящих сына, и, по словам врачей, самым тяжелым было в моменты обострений разговаривать с родственниками.

«Беседа с родственниками – самый тяжелый момент. Сегодня пациенту капельку получше, и при этом приходится признать, что сегодня так, а завтра может быть по-другому. Я объяснял, что не все зависит от нас. COVID-19 протекает подло, есть моменты, которые могут обезоружить самого опытного врача. При любом другом заболевании обычно видна закономерная динамика: пациент либо ухудшается, либо улучшается. А здесь – абсолютно спонтанные события, когда на марше к выздоровлению вдруг происходит неконтролируемое мгновенное ухудшение. Люди уже подготовились домой идти, а тут попадают в реанимацию и уходят. Предугадать невозможно», – говорит Юлиан Карпов – врач-терапевт и пульмонолог по специализации.

Цитокиновый шлейф

Юлиан Карпов отмечает, что так подло однозначно ведет себя штамм «дельта». Но и с «омикроном» хватает проблем. Люди, у которых есть онкологическая составляющая, где скомпрометированы внутренние органы, люди с диабетом, с хроническими болезнями почек, больные, перенесшие неврологические проблемы, пациенты с лишним весом наиболее уязвимы.

По словам врача, после коронавирусной инфекции независимо от штамма и тяжести заболевания остается так называемый цитокиновый шлейф: это астенизация, проливной пот, субфебрильная температура, спонтанные сердцебиения вне зависимости от нагрузок, нарушения сна, нарушения цифровой памяти, когнитивные расстройства. Все эти осложнения могут длиться от полутора до трех месяцев после болезни.

«В определенном смысле «омикрон» полегче. Мы перестали сталкиваться с такими площадями поражения легких, сейчас в основном КТ-2 – это до 30 процентов поражения. Пациенты требуют меньше кислорода и реже регрессируют. Но стало больше приезжать людей с респираторной симптоматикой. Перегрузка на внебольничную сеть велика, и отличить инфекцию не всегда возможно. Философски штаммы коронавируса – это одно и то же, но интенсивность событий совершенно другая. Вирусные пандемии протекают по одному эпидемическому сценарию, и если взять основные пандемии последнего времени – например, гонконгский грипп, – то видны взаимосвязи. Там тоже третья волна была очень тяжелой, самой драматической, но после этого вирус перестал быть эндемичным, и мы про него почти не вспоминаем. Я очень надеюсь, что эта волна должна быть либо последней, либо последней масштабной. Думаю, к концу этого года можно будет вздохнуть, COVID-19 станет сезонной инфекцией», – надеется врач.

Напомним, клиническая больница Святителя Луки частично работала в режиме красной зоны все пять волн пандемии COVID-19, войдя в пандемию в апреле 2020 года. С 21 сентября 2021 года полностью под инфекцию был отдан новый корпус-трансформер. В этом режиме он продолжает работать и сегодня. За это время больница на Чугунной пролечила более 1600 человек, из них привиты были 299 – то есть примерно каждый четвертый.

Напомним также, что здание нового корпуса было выкуплено правительством Петербурга, в рекордные сроки корпус полностью реконструировали. Корпус на 165 коек может быть перепрофилирован из обычного терапевтического в инфекционный за двое суток. Есть собственное отделение реанимации на 8 коек. Во всех палатах есть кислородные панели. Функционирует КТ-томограф новейшего образца, а также санпропускник. В данный момент в стационаре 3 инфекционных отделения. В мирное время корпус может использоваться как амбулаторно-консультационный, в здании размещается отделение медицинской реабилитации, ведут консультации профильные специалисты.

Автор: Марина Бойцова
Источник: Петербургский дневник